«Зачем музыка? Мы ведь живём без неё». Ну, во-первых, без музыки никто и не живёт. Она звучит повсюду. Представьте, например, фильм без музыки. Вряд ли воспримите его так, как со звучащей музыкой. На музыку человек начинает реагировать ещё до рождения: установлено, что плод воспринимает музыкальные звуки. Дети, буквально с пелёнок знакомые с миром музыки, имеют уровень развития значительно выше среднего. Если недавно отношение к занятиям музыкой имело как бы прикладной характер, то сейчас всё более и более родителей осознают необходимость обучения музыке для нормального, гармоничного развития. Что значит «гармоничное развитие?». Это связано как с физиологией, так и с работой мозга. Воздействие музыки приводит к более интенсивному сообщению между различными отделами мозга, так как музыкальные навыки, обязанные правому полушарию, способствуют его воссоединению с левым. И когда они объединяют свои возможности, результат оказывается фантастичным. Почти все предметы нашей образовательной системы и методика обучения связаны с логическим мышлением, с работой левого полушария, в то время когда правое полушарие почти бездействует. Клетки левого полушария перегружаются (отсюда усталость, вялость, нежелание работать, торможение), а правого из-за недостатка пищи атрофируются. Возникает дискомфорт: мозг «перекашивается» в напряжении и даёт сбой и на телесном уровне. Чтобы избежать дисгармонии надо учитывать закон механики: чтобы достичь равновесия, необходимо загрузить не одну чашу весов, а две. По этому поводу венгерский композитор и педагог Т.Шараи отвечает: «Перегрузка детей стала мировой проблемой в педагогике. По нашему опыту включение музыкальных уроков не увеличивает, а психологически уменьшает чувство перегруженности. Музыкальные уроки выполняют функцию разрядки». Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук: музыку изучали наряду с другими, более «полезными» науками. Чтение нот голосом (сольфеджио) - это мышление, непосредственно связанное с действием – пением или игрой; его опорой является слуховая чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память. Чтение нот и нотная запись требуют большой тренировки мысли. При этом вырабатывается умение сосредоточиться, сконцентрировать внимание - основные элементы в развитии мышления. Занятия музыкой не самоцель. А средство для формирования таких качеств, как воля, усидчивость, терпение, аккуратность, трудолюбие. Устраняет рассеянность, неуверенность в себе. Развитие воображения, ассоциативного мышления, эмоциональности, чуткости и других компонентов, входящих в структуру музыкальных способностей важны для многих видов деятельности человека. Многие авторитетные фирмы и компании предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Психологи постоянно подчёркивают благотворное влияние пения на детское развитие, прежде всего речевое. Связь музыки и речи объясняет многократно замеченную «помощь», которую оказывает музыка и в изучении языка, и в освоении навыков чтения, и в излечении речевых расстройств. Часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей. Во время пения углубляется дыхание, активизируется и укрепляется артикулярный аппарат. Поэтому музыкальный ребёнок лучше читает, раньше приобщается к речи и эффективнее использует её. Н.Чернышевский говорил, что пение – это как бы продолжение речи человека. Не случайно многие писатели и поэты были музыкально одарёнными людьми. Во время игры на инструменте, если говорить образно, наша речь находится на кончиках пальцев. Игра на музыкальном инструменте развивает «мелкую моторику», то есть координацию движения рук и пальцев. Это очень важно в младшем возрасте, а особенно для детей с речевой недостаточностью и затруднениями в освоении письма. Движения, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев, специалисты называют тонкой моторикой и утверждают, что существует тесная связь между ней и зонами в головном мозге, отвечающими за развитием речи. Вот почему систематическая тренировка пальцев, игра одновременно обеими руками отлично развивает мелкую моторику и заодно развивает мышление, память, способности к письму и чтению. Занятия музыкой позволяют синхронизировать работу левого и правого полушарий, активизировать логическое и интуитивное мышление, дают возможность не только полнее реализовать творческие способности, но и нормализовать работу всех систем организма. Влияние музыки на психическое состояние человека замечено давно. Сегодня музыку охотно берут на вооружение медики. Появился вспомогательный вид лечения – музыкотерапия. Не только у детей, но и у взрослых музыка отчётливо влияет на многие важнейшие функции организма: частоту сердечных сокращений, кровообращение, дыхание, мышечную активность. Во время пения, исполнения инструментальной музыки или танца отключается кора мозга, затормаживается тот ритм, который отвечает за взаимоотношения с внешним миром, исчезают связи с внешними раздражителями, которые вызывают негативное состояние (например, страх). В этом отключении и есть лечебный эффект. Именно такое отключение, медитация и лечит человека, очищает его от негатива. Организм настраивается на вибрации той музыки, которую слушает или исполняет. Звуковые вибрации накладываются на вибрации организма и гармонизуют колебания человека с ритмами музыки. Сильное сдерживание и подавление любых эмоциональных реакций и чувств ведёт к агрессии. Выход – энергию направить на занятия искусством, музыкой, если конечно, занятия музыкой не сводятся к озвучиванию нот, на перенесение их на клавиши, что часто наблюдается. Механическое заучивание произведений только ещё больше способствует деградации. Эффект, «польза» от музыки только тогда, когда ритм её вступает в резонанс с ритмом души человека и более, если он её исполняет, а не слушает. Но не всегда и не у всех вибрирует душа. Чаще она заблокирована. Вот и стала музыка необязательной, воспринимаемой как шумовое сопровождение, как фон. Разум стал настолько активным, что подавил то, что делает человека человеком – умирают чувства, эмоции, интуиция, вера. Музыка - самый верный способ организации мыслей, чувств и поступков. Дыхание необходимо для очистки крови, а музыка – для очистки чувств. И чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве.
Преподаватель музыкальной школы Загорская Валентина Родионовна
Спасибо за статью))) Надеюсь можно скопировать!? Заходите ко мне) Будем дружить... Может быть найдёте у меня что-то полезное для себя))) Увидела "живой" сайт...Живых мало, к сожалению. Больше дань моде...С уважением, Валентина Васильевна! http://valstar.ucoz.ru/
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]