Воскресенье, 24.11.2024, 05:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт 5 "А" класса гимназии №7

Форма входа
Оценка сайта
Оцените наш сайт
Всего ответов: 474
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям на заметку

Как научить учиться
Юлия Жабыко   
Image

Многие родители жалуются, что дети плохо учатся, ленятся, не интересуются учебой. И даже когда ребенок приносит из школы хорошие оценки, например, по географии, это не всегда означает, что он помнит, скажем, где находится Куба и какие полезные ископаемые есть на Урале.

Для родителей, заинтересованных в качественном образовании своих детей, это повод задуматься. Как получилось, что маленький почемучка, которому было важно знать все на свете, который одолевал взрослых бесконечными вопросами, превратился в скучающего лентяя? Почему вдруг учеба стала неинтересной? Как вернуть интерес к познанию, как помочь перестать лениться? И вообще, дело ли это родителей, или, может, лучше нанять репетиторов? Или сменить школу?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сначала задуматься о том, что означают слова «качественное образование». Кого мы можем назвать образованным человеком?

Часто считают, что образованный человек – это тот, кто много знает. Это верно, но лишь отчасти. Ведь невозможно – для обычного человека – быть ходячей энциклопедией, сборником сведений на самые разные темы. Да и необходимости такой, строго говоря, в наше насыщенное информацией время нет. В любой момент можно зайти в Интернет и отыскать нужные сведения на любую интересующую тему, открыть карту любого государства, посмотреть картины любого художника.

Информированность, таким образом, – это еще не образование, а только небольшая его часть. На самом деле образованный человек – это тот, кто умеет информацию получить. Тот, кто умеет пользоваться словарями, энциклопедиями, знает, к какому справочнику нужно обратиться, чтобы получить ответ на интересующий вопрос. Не знаем, как написать «апелляция»? Ни одно слово не подходит в качестве проверочного? Пожалуйста, вот орфографический словарь. РАкушка или ракУшка? Вот словарь ударений…

Образованный человек – тот, который полученную информацию может обработать и применить. Такой человек сможет правильно проанализировать имеющиеся факты и сделать из них верный вывод, позволяющий успешно решить, например, учебную задачу, рабочую проблему или межличностную трудность, а это, согласитесь, бесценные жизненные умения.

Он может классифицировать предметы и их свойства, умеет рассуждать и доказывать свою точку зрения, опираясь на подобранные факты и находя правильные, точные слова. Он может отличить правдивую информацию от ложной, опираясь на логику, применяя доказательства. Такой человек видит, как именно связаны предметы и явления между собой. Ему не навешаешь лапши на уши. Таким человеком трудно управлять, ему трудно навязать иную точку зрения. Он никогда не станет жертвой рекламной паузы или телефонных мошенников. У такого человека будут все предпосылки для того, чтобы стать высокоразвитой личностью. И это умение мыслить и рассуждать может пригодиться абсолютно в любой жизненной ситуации. Молодой человек не клюнет на обещания продавцов новомодного лосьона мгновенно избавить от юношеских угрей, потому что из курса биологии он знает, как работают гормоны. И из четырех вариантов ответов на вопрос в ЕГЭ он обязательно выберет правильный. Почему? Потому, что рассуждал. Два варианта из четырех предложенных явно неправильные, нелепые. А из двух оставшихся правильный найти легче, даже не зная тему идеально.

Как же стать таким? Учат ли этому в школе? А если нет, то чему там учат? И как?

На первый взгляд, ничего подобного в школе мы не обнаружим. Предмета «логика» в школьной программе нет и, думается, никогда не будет. Способность старшеклассников к грамотному рассуждению, как правило, низка до невероятности. Неспроста в ЕГЭ по русскому языку самой трудной частью экзамена считается часть C – сочинение. Название это, кстати, довольно условное, и к сочинению в общепринятом смысле имеет мало отношения. Суть задания в том, что нужно отыскать в данном тексте проблему, основную мысль, поднимаемую автором, внятно сформулировать ее, прокомментировать, обнаружить в тексте авторское мнение по этому вопросу и подкрепить его, опираясь всего лишь на свой жизненный или читательский опыт. Казалось бы, что за трудность – отыскать в тексте основную мысль и поговорить о ней? Но практически для всех школьников это очень и очень масштабная задача. Они часто просто не способны приподняться над уровнем текста как такового, над уровнем слов, не в состоянии обдумать: а о чем вообще хотел поговорить автор? Иллюстрацией какой его мысли является этот текст? И первое, что они делают, приступая к заданию, – это сбиваются на обычный пересказ, будучи не в силах выйти на уровень рассуждений о предмете, потому что этому, как правило, специально не учат.

Чему же учат в школе? Ответ довольно прост. Школьников, как правило, всего лишь нагружают тоннами разнообразных сведений из разных областей знаний и никак не учат с ними обращаться, не рассказывают, что с этими сведениями дальше делать.

Сами школьники иногда с трудом представляют себе, зачем они приходят в школу каждое утро.

Для учеников начальной школы довольно сильным стимулом к учебе являются оценки, или то, на что их заменяют: плюсики, разноцветные кружочки, забавные штампики. Для детей крайне важна похвала, кроме того, младшие школьники еще не очень далеко отошли от возраста почемучек, их искренняя жажда познания еще не угасла, они все еще хотят побольше разузнать об этом мире. Именно по этим двум причинам среди учеников начальной школы, как правило, немного неуспевающих, будущих «двоечников».

Старшие школьники (10-11 класс), как правило, уже бывают нацелены на поступление в вуз, они более или менее четко представляют себе, какие учебные предметы им нужны, или же бывают заинтересованы в какой-либо науке в силу природных склонностей (часто именно в этот период определяются технари и гуманитарии). При этом любопытно, что не интересующие, не являющиеся важными для вуза предметы забрасываются, как правило, ими совершенно («Я на исторический поступать буду, зачем мне физика»). Учителям-предметникам, кстати, тоже интереснее работать с теми, кто нуждается в предмете, поэтому на неуспевающих, как правило, смотрят сквозь пальцы и кое-как тянут их к более или менее удобоваримой итоговой оценке.

Так, один мой знакомый одиннадцатиклассник честно признался, что в школу ходит только на те предметы, по которым нужно будет сдать ЕГЭ. Ну, и еще на физкультуру – порезвиться. На остальные уроки он либо не ходит вообще, либо приходит, садится в уголок и спокойно занимается своими делами, не связанными, естественно, с предметом. При этом учителя совершенно спокойно относятся к такой модели обучения: не мешает с другими заниматься – ну и спасибо, а чисто символическую тройку и так можно вывести. И это совершенно обычная районная московская школа…

Самая запущенная группа в смысле целей и мотивов образования – средние школьники, с 5 по 9 класс, а если точнее, из них – шести-, семи- и восьмиклассники. Полудетское радостное отношение к школе, на которое настраивали родители и учителя начальной школы, давно закончилось. До поступления в вуз еще далеко, склонности к тому или иному предмету обычно еще не сформировалось. Именно с этими детьми труднее всего работать учителю. Они совершенно не представляют себе, зачем учатся, получая вал информации и отсутствие указаний, как с ним дальше обращаться. Именно на этом уровне крайне высок риск утратить в ребенке жаждущую душевного роста личность. Именно в этом возрасте и развивается, провоцируемый школой, лентяй, скучающий на уроках. Если добавить к этому скучный учебник, трудные темы, строгого учителя или такого, который сам не увлечен своим предметом, то ситуация усугубляется в разы. Мне приходилось работать с одним таким шестиклассником. Любопытно, что это был довольно развитой, начитанный мальчик, победитель школьных шахматных соревнований. Моя задача как репетитора заключалась в том, чтобы ликвидировать вместе с ним пробелы в программе русского языка. Мальчик учиться очень не хотел и со всем юным пылом души пытался убедить меня, что русский язык ему – не нужен. Говорить и писать он и так умеет, пусть даже и с ошибками, окружающие понимают, что он хочет сказать – и достаточно, дальнейшее обучение совершенно бессмысленно…

Как же быть? Как исправить положение, как заинтересовать ребенка учебой, наставить его «на путь истинный»? Дает ли обычная школа для этого возможность?

Конечно, родители не всегда могут потребовать смены учителя или учебника, но все-таки сделать школу своим помощником можно. При всем несовершенстве школьной системы в целом любой школьный предмет может способствовать развитию образованной личности. И нанимать для этого репетитора совсем не обязательно.

Ведь любой школьный курс состоит из изучения неких предметов, их особенностей и взаимосвязи друг с другом. В курсе русского языка, к примеру, можно найти не только правила написания окончаний глаголов, но и грамматические свойства (вид, спряжение и другие), принципы участия глаголов в более сложной системе (предложение), различные особенности употребления в речи («одеть» – «надеть»). То есть все призвано быть изученным во взаимосвязи друг с другом, как часть единой, очень стройной и упорядоченной системы, непременно связанная с другими ее частями.

Другой пример практически идеально стройной системы – математика, где нет никаких исключений из правил, где все подчинено строгим формулам, где царит порядок в отношениях предметов. Да и любая другая школьная наука представляет собой, если внимательно всмотреться, не менее четкую систему, даже история и литература, совершенно не «точные» предметы. Ведь в любой из них обязательно есть некие классификации (исторические периоды, отечественная история/зарубежная), приемы изучения (политическое устройство государства, общественное устройство и т.п.), а значит, любая наука способствует обучению анализу и систематизации знаний. Зная методы классификации, легко увязывать между собой любые другие факты, пытаться анализировать их и делать выводы, применять полученные умения анализа в жизни. Таким образом, совершенно все равно, чем именно увлечется ребенок: детальное изучение любой науки сделает свое дело в формировании личности.

Значит, чтобы помочь ребенку вновь обрести интерес к учебе, нужно обязательно дать ему понять, для чего нужно образование, в чем истинная его цель, что именно ребенок выиграет, чему на самом деле научится, заучивая скучные формулы и исключения из правил правописания. Нужно показать ему, что, умея анализировать сложноподчиненное предложение или задачу по физике, он сумеет проанализировать любую учебную или профессиональную задачу и найти верное решение. Нужно обязательно открыть перед ним эти широчайшие горизонты знаний, которые превратят его в человека, помогут стать высокоразвитой, образованной личностью. Только осознание истинных целей обучения поможет снова обрести желание учиться и прийти к той жажде познания, которая одолевала ребенка в дошкольном возрасте.

Но этот шаг лишь начало пути. Необходимо постоянно поддерживать в ребенке этот огонь, не давать ему гаснуть. Постоянный детский вопрос «А что внутри?» должен сопровождать человека с детства и до старости, только он помогает развить в человеке мышление, научить думать и рассуждать.

Безусловно, родители должны и могут помочь ребенку в этом трудном деле. Нужно обязательно интересоваться, как идет учебный процесс, ни в коем случае не пускать его на самотек. Может быть, что-то вместе решать, какие-то работы делать вместе. Обязательно следует использовать дополнительные источники информации: детские энциклопедии, всевозможные «занимательные математики» и тому подобные издания, обучающие компьютерные программы, которые обычно выполнены в увлекательной, часто полуигровой форме. Кстати, идея игры далеко не последняя в списке родительских помощников. Разумеется, шестнадцатилетнего юношу уже трудно заинтересовать полудетской игровой формой заданий, но даже и для тринадцатилетних ребят задача найти нечто спрятанное (правильный ответ), опередить соперника, выиграть приз (пусть и виртуальный), набрать наибольшее количество баллов и тому подобное будет выглядеть весьма интригующей. Нужно, кроме того, обязательно помогать ребенку увязывать полученную в школе информацию с тем, что он наблюдает вокруг, в реальной жизни, подкреплять примерами ту теорию, которую он получил в школе. В практике преподавания русского языка школьникам мне в свое время очень пригодился такой эксперимент. Я просила детей подобрать примеры неправильных, ошибочных написаний рекламных объявлений, благо вокруг нас их в изобилии. В результате восьмиклассники, увлекшись этой игрой (найди больше и получи приз: самые удачные примеры мы читали, хихикая, вслух на уроке), стали гораздо внимательнее относиться к написанному слову.

Непременно нужно вместе читать. И не только читать, но и обсуждать прочитанное. Конечно, роль чтения в образовании – это совершенно отдельная тема, но и без подробных обсуждений очевидна его колоссальная важность.

И конечно, на каждом шагу должен звучать вопрос «Почему?». Почему герой книги или фильма поступил так, а не иначе? Почему пишем «вода», а не по-другому? Почему листья растений зеленые? Для чего человеку ресницы? И так далее, и так далее. И даже не ответы на эти вопросы, а сам поиск ответа, поиск доказательств точки зрения выведет вас и вашего ребенка на правильную дорогу к настоящему образованию и принесет ощутимые плоды, даже если правильный ответ не всегда и не сразу будет найден. Это и не главное. Все мы знаем, например, что готовое сочинение или диктант нужно обязательно проверить перед тем, как сдать на проверку учителю. А как обычно идет эта проверка? Ну, прочитаем раз, ну, два… Все равно велик шанс не увидеть своих ошибок. А нужно читать, на каждом шагу задавая себе вопрос: «почему?». Почему здесь эта буква? Почему запятая? Да, на первых порах это будет отнимать много времени и походить на кропотливую полку сорняков. Зато потом, когда подобное отношение к делу станет привычкой, когда вопрос «почему?» станет таким же обычным делом, как мытье рук перед едой, – вот тогда и начнет расти и развиваться ОБРАЗОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ, стремящаяся к анализу и рассуждению, и дальнейшее ее образование будет делом увлекательным и совсем не таким трудным, как кажется.



Источник: http://rusbatya.ru/index.php
Категория: Родителям на заметку | Добавил: учитель (31.05.2010)
Просмотров: 2556 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Ольга Вячеславовна  
1
Замечательная статья. Грамотная.И понятная.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши друзья
Виртуальный музей "Крещенные огнем" 

Сайт 4 "А" класса  Классный руководитель О.В.Биккулова

Сайт 1 "В" класса   "Супердетки"  Классный руководитель Т.В.Кистанова

Сайт 2 "В" класса    Классный руководитель Н.Н.Пузанова

Сайт 10 "Б" класса   Классный руководитель И.А.Лакомова

Сайт 6 "Б" класса   Классный руководитель  С.Н.Рашевская

Сайт учителей татарского языка 


Бугульма © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz